МАСТЕРА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ

МАСТЕРА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ

Есть в каждом театре совершенно незаменимый человек, без которого не появится реквизит и не получится спектакль. Это художник-бутафор. Он должен понимать замысел режиссера и художника-постановщика, знать закономерности создания образа, чувствовать материал и пространство сцены. Но главное — уметь делать множество мыслимых и немыслимых вещей, от императорского трона и самурайского меча до Арлекина, играющего на контрабасе, и венецианской маски. Театрально-декорационное отделение (ранее – художественно-бутафорское) открылось в Горьковском театральном училище в 1972 году. В год открытия это было третье подобное отделение в стране, после Москвы и Одессы. Во главе отделения встала энтузиастка своего дела, архитектор по образованию, театральный художник Раиса Матвеевна Сутормина.

Раиса Матвеевна Сутормина

К тому времени в училище ставились прекрасные спектакли, но они были «некрасивые». В училище работал потрясающий преподаватель и режиссер Владимир Моисеевич Крипец. Он был талантливый преподаватель, но его прекрасные спектакли были не закончены. У его жены, профессионального театрального художника Раисы Матвеевны Суторминой, и у Татьяны Васильевны Цыганковой возникла идея, что вместе с профессиональными актерами хорошо бы готовить и профессиональных театральных художников, — рассказывала в интервью «Театральному калейдоскопу» Алла Вадимовна Творогова.

С одной стороны, это было трудно, не было преподавателей, но сама Сутормина была энтузиастом: она нашла педагогов, например, А. Камшилова, по театрам нашла ремесленников и уговорила их прийти в училище, да и сам предмет преподавался в театре. И, с другой стороны, свеженабранные студенты реально работали над спектаклями. Отделение называлось «художественно-бутафорское», и профессия, которую получали, была шире этого названия. Студенты и освещали, и озвучивали, создавали и сценографическое решение, и грим, и костюмы, и обувь, и была еще специализация.

Был такой спектакль «Свадьба» Чехова, поставленный Крипецом, это был просто шедевр. Это было в 1975–1976 году. На него ломились. А оформление создавали буквально из ничего, и если сейчас есть финансирование, то тогда буквально из воздуха делали конфетки, перетряхивали все бабушкины сундуки дома, и все шло на оформление спектакля. Например, по сюжету нужно было подавать мороженое, я везла это мороженое в автобусе, и бабушка все отгоняла меня, что, мол, капнет.

Год за годом студенты-бутафоры переходят в изучении от простых материалов и навыков к более сложным. От папье-маше и изготовления бутафорских фруктов — к игровой кукле, театральному макету, театральному костюму, дизайнерским работам. Работа проводится с самыми разными материалами: пластик и металл, поролон и мешковина.

В качестве дипломных работ выпускники представляют и куклы, игровые и выставочные, и театральные костюмы, и каркасные скульптуры, и образцы декоративно-прикладного искусства.

Работы выпускников — постоянные участники выставок в СТД, художественных и краеведческих музеях, выставочных комплексах.

  Преподавать на отделении с первых его дней приглашают не только талантливых педагогов и хороших специалистов, но и ярких художников, мастеров своего дела, участников групповых выставок, запомнившихся и мно- гочисленными персональными выставками. Вот они, эти замечательные учителя: талантливый прикладник И. Н. Шелехова, художник по куклам Л. М. Сорокина, театральные художники-постановщики Ф. С. Шерман и П. А. Осначук, известный нижегородский скульптор В. М. Потанин с московской школой преподавания, мастер акварельной городской миниатюры, запечатлевший множество прекрасных уголков города Оганес Мазманян, художник-прикладник, специалист по технике росписи ткани Г. М. Маслова; создатель более 80 спектаклей кукольного театра, художник-постановщик М. К. Зорина; художники театра и кино В. В. Панфилов и В. А. Андреева; преподаватель рисунка, скульптуры и черчения Н. А. Завылова; преподаватель истории материальной культуры и зав. отделением А. В. Творогова; художники-оформители спектаклей Учебного театра, преподаватели росписи тканей, макета, театральной композиции, бутафории, технологии кукол О. В. Синицына и Э. Е. Котова; мастера-живописцы В. И. Фуфачев, кстати, опытный художник-график, и К. В. Пьянов.

Project details
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?