Отделение «Актер театра кукол» открылось в училище в 1961 году. Двадцать лет им руководила Нина Андреевна Парлор, преподаватель сценической речи. Благодаря ей студенты училища начали ездить в Москву и Ленинград, чтобы знакомиться со столичными спектаклями и встречаться с мастерами кукольного искусства.
Здесь уместно напомнить, что все педагоги-кукольники готовили студентов в так называемой «горьковской школе кукловождения», которая развивалась еще в Горьковском театре кукол. Специфика кукол — самая разнообразная: перчаточные, тростевые, планшетные, теневые, штоковые, марионетки и другие.
Отличие нижегородской кукольной школы — в сложившейся традиции начинать обучение мастерству работы с куклой с первых занятий, — рассказала Светлана Михайловна Бурова, заведующая отделением «Актер театра кукол» в 2005 году, «Театральному калейдоскопу».
Нижегородский студент-кукольник изучает искусство владения куклой на протяжении всех 4-х лет обучения, практически не выпуская куклу из рук. Может быть, именно поэтому наши выпускники считаются наиболее подготовленными к работе в театре. Специфика работы кукольного актера состоит в том, что драматический актер для выражения внутренней линии жизни персонажа пользуется своими внешними выразительными средствами (мимика, жесты, мизансцена тела). Кукольный актер лишен своих личных жестов, а выражение его глаз и мимика лица спрятаны за ширмой. Поэтому свои внутренние импульсы он должен передавать через выразительные средства куклы и свой голос. Еще добавлю, что преподавание мастерства актера театра кукол проводится в русле системы К. С. Станиславского, который занимался драматическим, а никак не кукольным искусством.
О годах обучения вспоминает Константин Капитонович Куликов, выпускник 1981 года:
«Студенты традиционно готовили к дипломной декаде три-четыре спектакля с куклами на ширме, но не скрывали своего желания играть спектакли на большой сцене, как и драматические актеры. На волне этого желания у «кукольников» появилась новая дисциплина: «Мастерство актера в «живом плане». То есть без привычных кукол и без масок. К постановке таких спектаклей привлекались мастера драматического отделения. Так, например, на курсе, выпущенном в 1981 году, прима театра драмы Лилия Степановна Дроздова поставила «Любовь к трем апельсинам» с музыкой Сергея Прокофьева. На репетиции приходил ее супруг, дирижер Гусман, с рассказами о музыке Прокофьева.
В первые сезоны Учебного театра с кукольниками были поставлены успешные спектакли «С любимыми не расставайтесь» Володина (режиссер Александр Сучков), «Дикий» Виктора Синакевича и «Фабричная девчонка» Володина (в обоих случаях режиссер-постановщик Елена Фирстова). Позже Александр Сучков поставил со студентами этого отделения спектакли «Дульсинея Тобосская» Володина, «Роза и корона» Пристли и авторский спектакль «Картинки города N».
В начале марта 2001 года в последний раз выпускались курсы, обучавшиеся по своим программам в течение трех с половиной лет. Это были курсы «Актер драматического театра» (художественный руководитель Вера Александровна Горшкова) и «Актер кукольного театра» (художественный руководитель Рузанна Вандиковна Бунатян)».
Нижегородская школа актерского мастерства с куклой высоко котируется в стране. Нигде не учат так овладевать инструментом (куклой), — свидетельствует Рузанна Вандиковна Бунатян, преподававшая на отделении 58 лет. — Поэтому многие режиссеры страны берут наших выпускников. Так, Виктор Шрайман в годы его работы главным режиссером в театре кукол Магнитогорска пригласил в свой театр сразу семь человек (первый выпуск Р. В. Бунатян), через несколько лет — еще шесть человек. То же самое было и в театре драмы и кукол в Выборге, Владимире, Калининграде, Твери, Липецке, в областном театре кукол в Москве, в «Волшебной лампе» (Москва), в театре Сергея Образцова (сейчас там работают семеро наших выпускников). Нижегородский театр кукол, дзержинский и кстовский театры полностью состоят из наших выпускников. Выпускники отделения «актер театра кукол» — директор театра драмы Борис Петрович Кайнов, бывший директор ТЮЗа — Александр Сергеевич Гарьянов, главный администратор ТЮЗа Виктор Анатольевич Гладков; директор екатеринбургского театра кукол П. Стражников. Также наши выпускники — главные режиссеры театров кукол: В. Смирнов — Оренбург; Д. Смагин — Калининград; С. Балыков — Астрахань; В. Миодушевский — Владимир; Н. Шмитько — главный режиссер отделения кукол в государственной филармонии для детей и юношества Санкт-Петербурга. Служат актерами А. Чернявский в Московском академическом театре сатиры, Н. Глебов в московском театре «У Никитских ворот». Татьяна Батманова работает в Московском театре мюзикла и исполняет чтецкие программы в Московской филармонии. В драматических театрах Нижнего Новгорода также работают многие выпускники этого отделения.