Режиссер — заслуженный артист РФ — Мюрисеп А.В.
На сцене — 4 курс отделения «Актер драматического театра и кино»
Пьеса принадлежит перу нашего земляка, музыкального критика и литератора, известного театрала А.Д. Улыбышева. Подлинник ее был обнаружен в отделе рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга нижегородским исследователем биографии и творчества Улыбышева, кандидатом филологических наук, доцентом филфака ННГУ В.Ю. Белоноговой.
Пьеса «Вздыхатель без денег» писалась в 1847- 48 гг., переделывалась в 1856 г., когда автор жил в Нижнем Новгороде, оставив перспективную службу на дипломатическом поприще и насыщенную светскую жизнь Петербурга. Поэтому пьеса считается самой «нижегородской» из наследия автора.
Главной идеей «Вздыхателя без денег» является обличение социальных зол на примере одного провинциального города Ашарова (по названию одной из главных улиц Нижнего Ошарской).
В ходе действия разворачивается картина провинциальных нравов и обычаев, здесь задействованы самые разные слои общества. Нижегородские реалии и прототипы угадываются и в фамилиях действующих лиц.
Евстафий Алексеевич Облизкин (тот самый вздыхатель без денег) влюблен в примадонну Ашаровского театра Амалию Карловну Пичужкину (в ней узнается Эвелина Карловна Шмитгофф, молодая актриса, начавшая как раз в конце 1840-х годов выступать на подмостках местного театра и имевшая большой успех) и всем сердцем жаждет получить ее снисхождения. Однако бывший столичный лев князь Федор Андреевич Фиглярин (прототипом этого афериста мемуарист М.П. Веселовский считал известного в нижегородском «высшем свете» князя Л.А. Гагарина) впутывает Облизкина в авантюрную историю, которая оборачивается для главного героя крахом всех надежд. Одна из жертв этой аферы – чиновник Фаддей Сысоич Подшлёпников, как и Хлестаков, рассказывает о своих успехах в Петербурге, о том, как он играл в карты с министрами и послами, и всё время повторяет: «А вот у нас в Петербурге», «Как говорят у нас в Петербурге…». Подшлёпников, как и сам Улыбышев, тоже внезапно покинул столицу и тепленькое местечко в министерстве, и его отправляют в провинцию улучшать порядок оформления бумаг и вводить изящный слог в официальную переписку в присутственных местах, насаждать столичную культуру, этикет и манеры в местных гостиных и вкусы в местном театре. Только делает он это как-то топорно. Однако его кресло в зале здешнего театра, как и у самого Улыбышева, известного театрала и меломана, законодателя театральных мод в Нижегородском театре, тоже крайнее справа в первом ряду.
Язык пьесы легок и понятен, а сюжет удивительно современен. Актуальной делают постановку и пролог, куплеты, сцены сновидений, апофеоз. В спектакле использованы фрагменты из произведений В.А. Моцарта и М.И. Глинки, удачно включены танцевальные движения. В действие введены такие персонажи, как Фомка, стремянный князя Фиглярина, Акулина, любимица Облизкина, его дворовые девки Парашка, Малашка и Глашка, которых мы не увидим в тексте пьесы. Но куда же без них? Они создают общий фон и настроение водевиля.