Спектакль — драма в постановке Щеблевой А.О.
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Изображаемые автором события развертываются в вымышленном городе Калинове на Волге. Между третьим и четвёртым действиями пьесы проходит 10 дней.
На сцене: 4 курс отделения «Актёр драматического театра и кино»
Для зрителей 12+
Действующие лица:
Савел Прокофьевич Дикой – Комаров Д. / Борисов Д.
Борис Григорьевич – Комшилов Е. / Степашин И.
Марфа Игнатьевна Кабанова – Стешина Н. / Коваленко М.
Тихон Иваныч Кабанов – Баранов И. / Гусев Д.
Катерина – Евдокимова А. / Вахрамеева А.
Варвара – Жукова В. / Груздева А.
Кулигин – Трошкин А. / Перунцов А.
Ваня Кудряш – Кожирнов И. / Трофимов С.
Глаша – Лобода П. / Ватлецова М.
Феклуша – Ватлецова М. / Стешина Н.
Рецензия на спектакль Николаевой Л.В.:
В учебном театре нижегородского театрального училища множество чудесных спектаклей, созданных режиссерами-мастерами с чувством и особым вниманием к материалу. Однако одной из любопытных постановок в этом сезоне является «Гроза» А.Н. Островского, поставленная студентами 4 драматического курса под руководством молодой актрисы, мастера А.О. Щеблевой.
Когда зритель идет на очередную версию пьесы «Гроза», он наперед знает сюжет, потому что это не только изучаемый в школьной программе материал, но и очень важная в русском понимании драма с единственной русской трагической героиней, вступающей в конфликт с Богом. Зритель не ждет иных трактовок: Островский удобен для классических постановок, поэтому может показаться, что «Гроза» — одно из самых знаменитых произведений драматурга – уже «заезженная» тема.
Но данная «Гроза», несмотря на классические декорации и костюмы, переосмыслена. Да, нас по-прежнему волнует судьба Катерины (А. Вахрамеева/А. Евдокимова), но невозможно не сопереживать и Тихону (Д. Гусев/И. Баранов), который зажат между необходимостью слушать жестокую и бессердечную Кабаниху, свою мать (М. Коваленко/Н. Стешина), и желанием любить открыто и искренне жену. От этой дилеммы, не зная решения, он пьянствует, потому что ничего больше другого сделать не может, ведь всю жизнь жил чужим умом! И в его судьбе видится еще одна трагедия, возможно, даже более глубокая и близкая нам: тема отцов и детей.
В этой драме вообще можно задуматься на тему того, умеют ли люди, жители Калинова (а значит и всей страны), любить друг друга; что такое любовь для героев пьесы, и на что они готовы ради этого сильного чувства? Возможна ли только физическая близость между ними, как это проявлялось у Вари (А. Груздева/В. Жукова) и Кудряша (С. Трофимов/И. Кожирнов), или необходимо еще и родство душ?
Ведь как бы ни убивалась Катерина по любви к Борису (И. Степашин/Е. Комшилов), мы понимаем, что его чувства проявляются только на словах, а в итоге он спасает свою жизнь, оставив Катерину на произвол судьбы. И прав был Кудряш, сказав Борису, что он ее «загубить» хочет.
Довольно интересно, что именно линия Тихона здесь показана очень обоснованно, понимаешь, что это история скорее про него, чем про трагическую гибель несчастной, загубленной всеми Катерины. Как и у Островского, Тихон так же в конце баюкает тело несчастной жены, но именно здесь мы видим и другой посыл, и понимаем, что, каким бы человеком ни был Тихон в их семейной с Катей жизни, он действительно ее любил.
При всей трагичности, в спектакле много и комичных моментов, которые работают благодаря диалогам хитрой Феклуши, странницы (Н. Стешина/ М. Ватлецова), с суровой и отстраненной ото всех Кабанихой и Глашей (М. Ватлецова/П. Лобода), тайно влюбленной в мужа Катерины. Привлекателен и образ Дикого (Д. Борисов/Д. Комаров), здесь он, конечно, больше дурак, чем злодей, но ему сочувствовать совсем не хочется, и дело даже не в том, что его не любит весь город, просто жить, ненавидя всех вокруг и при этом оставаясь верующим, действительно сложно.
Все персонажи кажутся яркими, а их история звучит по-новому, именно поэтому хочется узнать, придут ли к какому-либо выводу герои в конце действия, или же каждый останется при своем? Спектакль хорош еще и тем, что заставляет задуматься о современных событиях, о том, как сегодня зритель будет трактовать историю Катерины и других персонажей. Что главное в их судьбе – любовь или же вера в свою непогрешимость? Вопросов задано много, но потому и нужно смотреть подобные спектакли, чтобы не только понимать и вникать в историю России второй половины XIX века, но и вскрывать ответы, чтобы видеть актуальность этой темы сегодня.