РЫЦАРИ ТЕРПСИХОРЫ

РЫЦАРИ ТЕРПСИХОРЫ

Они бросались в глаза сразу: стать, осанка, рисунок ножных мышц, выворотная походка. Как и все в театральном училище, они были вежливыми — но как-то по-особому, более собранные, что ли, более вежливые, более дисциплинированные. Впрочем, как и большинство детей — подвижные и живые, из тех, кто не прочь похулиганить. Так в 1993 году в стенах училищах появились воспитанники нового, хореографического отделения.

Мысль о создании в Нижнем Новгороде своей хореографической школы в начале девяностых вот уже несколько лет вынашивала Анна Дмитриевна Ермакова, директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина с 1986 по 2018. В обстановке общей разрухи артистов переманивали в другие города, многие уезжали за границу. В тот период перед театром стояла задача выжить любой ценой. А без притока молодых это невозможно. Родилось же новое отделение благодаря активности и доброй воле трех человек. Это сама Анна Дмитриевна, балетмейстер Виталий Николаевич Бутримович и, конечно, Татьяна Васильевна Цыганкова.

В 90-е годы в наш театр перестали направлять выпускников из Воронежского, Самарского и Пермского хореографических училищ. Балетный срок очень короток: артисты быстро выходят на пенсию. Это быстро сказалось на труппе, стало трудно обеспечивать балетные спектакли. Проблема очень серьезная! Я пыталась решить ее на протяжении нескольких лет. Пригласив на работу Бутримовича, первым делом высказала ему мысль о необходимости создания хореографического отделения здесь, в Нижнем Новгороде. Виталий Николаевич, человек деятельный и активный, хороший организатор и специалист, привез из Пермского училища документы, регламентирующие создание отделения, и мы вместе пошли к Цыганковой и объяснили, что такое отделение для нас — жизненная необходимость. Татьяна Васильевна — в нижегородской культуре человек выдающийся, она сразу прониклась на- шей проблемой и предоставила нам возможность создания этого отделения.

Но балетных артистов готовят с малых лет. Маленьких детей, будущих танцовщиков, нужно где-то собирать и готовить параллельно со школьным обучением. Рядом с театром оперы и балета находится 18-я школа. Тогдашний ее директор предоставила нам возможность создать балетный класс на базе этой школы. И у нас сложилась трехзвенная цепочка: балетный класс в школе, специальная подготовка, «разминка» на базе нашего театра, где предоставлены все рабочие площади, и театральное училище, где наши питомцы получают специальное образование «артист балета». Используй мы одну только базу театра, у них не было бы ни профессии, ни диплома. Это оказалось очень прозорливым шагом: ведь сейчас по профессиональному стандарту артист балета без диплома не получит ни возможности работать, ни балетной пенсии, — рассказывает Анна Дмитриевна Ермакова.

Отделение набирали с большими трудностями, давали много объявлений, кандидатов высматривали даже на улицах. Поиск будущих служителей Терпсихоры — дело тонкое, почти мистическое. Из одного выйдет артист балета, из другого — нет. Мало увидеть в юных претендентах требуемые для балетной сцены физические данные, крепкое здоровье, музыкальность, чувство ритма, природную артистичность. Важно разглядеть возможные перемены, увидеть в детском теле будущие танцевальные формы, распознать зарождающийся характер. Способен ли на преданность делу? Выдержит ли трудности, неизбежные в профессии?

Педагоги очень внимательно осматривают ребят, по мышцам разгадывают, как будет развиваться тело. Но это не защищает от ошибки, потому что невозможно заранее понять, как у девочки может вырасти мышечная масса в период полового созревания, вырастет у нее грудь или нет, будут ли у мальчика сильными суставы. С этого момента начинается кропотливая подготовка ребят к профессиональной сцене. Сначала во время школьного обучения, после восьмилетки — в театральном училище. Большой заслугой театра явилось то, что с самых первых шагов, с семилетнего возраста, занимаясь общеобразовательными предметами в школе и работая в театральной студии, дети работают в спектаклях. Вспомогательный состав, миманс, маленькие партии и подтанцовки, где не надо вставать на пальцы, — они уже привыкают к большой сцене. И когда они заканчивают училище, экзамены мы принимаем на нашей площадке и сразу после выпуска оформляем их к себе на работу, — рассказывает Анна Дмитриевна Ермакова.

Виталий Николаевич Бутримович довольно долго возглавлял хореографическое отделение и успешно совмещал этот пост с работой в качестве главного балетмейстера НГАТОБ. Однажды настало время изменений. В ГИТИСе (сегодня РАТИ ГИТИС, Российская академия театрального искусства — Государственный институт театрального искусства) он получил пять учебных мест, которые оплатил театр, и пятеро артистов нижего- родской балетной труппы отправились в Москву получать специальность «педагог балетного отделения». Анна Белоколоцкая, Елена Лебедева, Сергей Цветков, Нина Пугачева, Ольга Резепина — все участники этой большой команды получили право быть преподавателями. Позже, когда Бутримович уехал из Нижнего Новгорода, именно Анна Арнольдовна Белоколоцкая, великолепная танцовщица и один из лучших специалистов города по классическому танцу, возглавила отделение.

Изначально время обучения на хореографическом отделении составляло три с половиной года, сейчас это восемь лет. Принимаются дети 10–11 лет на базе начального общего образования (после 4 класса). Получение основного общего образования в обязательном порядке проходит на базе школы № 18. Начиная с первых выпусков, которые праздновались в театре — alma mater, выпускные — концерты неизменно проводятся именно на этой сцене.

Специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтно-классический танец, историко-бытовой танец, танец-модерн.

Первая гордость, первые награды, которые получили молодые выпускники. Александр Бутримович — лауреат 9-го международного конкурса артистов балета в Москве и обладатель приза имени Вацлава Нижинского «Надежда мирового балета». Василий Козлов получил «Нижегородскую жемчужину». Юлия Ануфриева удостоена премии «Творческая удача». И это только начало!

За открытие хореографического отделения Анна Ермакова получила высокую награду журнала «Балет» — статуэтку «Рыцарь балета» и соответствующий сертификат. Торжественная процедура награждения с участием нижегородских танцовщиков состоялась в театре им. Моссовета, а вручали статуэтку и документ выдающиеся мастера балета Махмуд Эсамбаев и Ольга Лепешинская.

Начиная с 2008 года художественным руководителем хореографического отделения является Татьяна Владимировна Толстухина, балетмейстер Нижегородского академического театра оперы и балета им. Пушкина, с 1993 года — педагог по классическому и народно-сценическому танцу на хореографическом отделении, лауреат премии г. Нижнего Новгорода. Сценическая практика складывается из спектаклей, идущих на сцене Нижегородского Академического театра оперы и балета. Мы принимаем участие в международных и российских фестивальных спектаклях, прежде всего это «Болдинская осень» и фестиваль имени Л. Семёновой. В отчетных концертах принимают участие все учащиеся. Репертуар подбирается так, чтобы он отвечал возможностям учеников, раскрывал их индивидуальность, технические возможности и актерское дарование, — рассказывает Татьяна Владимировна. Педагоги отделения, в основном, — выпускники Пермской балетной школы, бережно хранящие её традиции. Многими выпускниками отделения гордимся не только мы, но и другие театры России и зарубежья. Это В. Козлов, Ю. Ануфриева, М. Болотов, Т. Пельмегова-Кайнова, А. Зрелов, А. Орлов, Т. Казанова-Новичкова, А. Бутримович, Л. Хитрова, А. Снегина.

Толстухина Т.В.

Свой серебряный юбилей хореографическое отделение в 2018  году  отметило  балетным  вечером «Великому мастеру посвящается…», вместившем в себя и 200-летие со дня рождения великого балетмейстера и хореографа  Мариуса  Петипа.  Этот концерт поставила Татьяна Владимировна Толстухина. Все концертные номера объединила хореография Мариуса Петипа, восстановленная Заслуженным артистом РФ Юрием Петровичем Бурлакой и — по предоставленным им материалам — Татьяной Толстухиной и Ольгой Щелушкиной (детские номера). Исполнители — ведущие солисты балетной труппы театра и учащиеся хореографического отделения.

От имени зрителей предоставим слово Николаю Николаевичу Коровину, директору Нижегородского камерного музыкального театра им. Владимира Степанова:

«Состоявшийся вечер двух юбилеев — Мариуса Петипа и, по совпадению, хореографического отделения Нижегородского театрального училища — заставил подумать о вечном (если так можно выразиться об одном из самых молодых во всех смыслах видов искусств — классическом балете) и одновременно дал надежду на будущее. Последние лет пятнадцать-двадцать всё чаще и чаще приходилось грустить, глядя на уходящих со сцены блестящих мастеров, выпустившихся из пермской школы и составивших впоследствии гордость горьковского балета 80–90-х годов. Сопоставимой замены им не было, уровень кордебалета падал. Классический балет — как английский газон, одного сиюминутного желания мало для его воспроизводства.

Тем удивительнее было увидеть итог работы хореографического отделения НТУ под руководством Татьяны Владимировны Толстухиной. Несколько (а их никогда не бывает много!) одарённых и физически, и технически, и актерски солистов, на танец которых хотелось смотреть и про которых хотелось вновь и вновь переспрашивать «Это наши? Это правда наши???», имея в виду не столько место работы, сколько школу. Ровный и выученный кордебалет, возникший как бы «из ниоткуда» (а мы же знаем, что так не бывает!). И, конечно, с тонким постановочным вкусом сделанный «Привал кавалерии» И. Армсгеймера, милое и остроумное произведение великого мастера, впервые и, надеюсь, не в последний раз исполненное на нижегородской сцене.

Мне хочется думать, что крики «браво», раздававшиеся в этот вечер в зале, были, может, даже в большей степени адресованы не артистам, а педагогам хореографического отделения, кропотливым своим трудом подарившим нам надежду на то, что нижегородский балет в XXI веке останется на театральной карте России. Поклон вам!»

Project details
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?