#100летнтуевстигнеева

Начало истории НТУ им.Е.А.Евстигнеева

rab.kr._listok.__1918.__22_okt.__232.__s._7.
Театральное образование в России – ровесник русскому национальному театру и насчитывает две с половиной сотни лет. Становление его было далеко непростым, но к концу XIX – началу XX веков уже возникли постоянно действующие театральные школы в обеих столицах с превосходной выучкой своих воспитанников. Связаны они были с именами корифеев императорских театров – Малого и Александринского, Московского Художественного театра. 

На периферии таких школ не было и не могло быть. Только с изменением организации театрального дела, которое случилось начиная с 18-го года прошлого века, в провинциальных городах стали возникать студии. Такая 
драматическая студия и возникла в Нижнем при городском театре. 

С этого момента началась история Нижегородского театрального училища – им. Е.А. Евстигнеева, и ему скоро исполняется 100 лет. 

Основательно поставленного, регулярного, со своими традициями театрального образования в Нижнем до тех дней не было. Поэтому с первых своих лет будущее училище осваивало опыт лучших театральных школ России, и в первую очередь школ упомянутых 
театров, чуть позже – театра им. Евгения Вахтангова. 

Ныне училище – это уже самостоятельная школа с колоссальным опытом и укоренившимися традициями, школа, исповедующая традиции русского психологического театра с его стремлением как можно глубже заглянуть в человеческую душу, школа, обеспечивающая 
сценические подмостки высокопрофессиональными специалистами и зажигающая звезды на небосклоне театрального искусства. 

Училище – это четыре отделения: драматическое, кукольное, хореографическое, театрально-декорационное; это почти 2000 – 
с 1921 года – выпускников; это высококвалифицированный педагогический коллектив, единый в своем устремлении к раскрытию 
творческих возможностей ребят, к воспитанию образованных, интеллигентных молодых людей, к подготовке их к самостоятельной жизни в искусстве. 

Нижегородское театральное училище им. Е.А. Евстигнеева – это частица истории культуры Нижнего Новгорода, это частица истории театральной жизни России.

saum7sybnly

*************************************************************************************

Своим рождением Нижегородское театральное училище обязано замечательному театральному деятелю, высокообразованному человеку, провинциальному антрепренеру, актеру и режиссеру, старому русскому интеллигенту Николаю Дмитриевичу Лебедеву. В 1918-м, в год коренной перестройки театрального дела, когда антрепризный театр в провинции уходил в прошлое, а на смену ему шел театр государственный, Н.Д. Лебедев, первый директор Нижегородского городского советского театра, объявил набор в драматическую студию при руководимом им театре. С этого момента нынешнее Нижегородское театральное училище и ведет свой отсчет. Через год студия обретает статус государственной, возглавляет которую всё тот же Н.Д. Лебедев. 

Заведует студией режиссер советского городского театра Ю.В. Соболев, впоследствии известный театровед, доктор искусствоведения, профессор Государственного института театрального искусства (ГИТИС) и Театрального училища им. М.С. Щепкина, автор многих книг по истории театра.

Преподаватели студии с самого её основания – ведущие артисты городского театра: П.П. Званцев, И.В. Лозановский, П.Д. Муромцев, З.М. Богданова, К.Н. Вертышев, И.А. Калантар, В.Д. Королев, П.И. Леонтьев, Н.Б. Лещинская, В.Л.Рокотов, М.П. Смелков, М.Ф. Сычев, О.М. Трофимова-Чайка.

В 1922 году студия получает постоянное помещение и именуется Нижегородским государственным театральным техникумом. В 1923 году художественно-педагогическим советом техникума избирается в качестве временно исполняющего обязанности директора, а затем и директором Г.А.Яворовский.

Г.А. Яворовский обладал отличной способностью привлекать интересных преподавателей из числа ведущих артистов театра и лучших учителей города.

**********************************************************************************

Но, в 1929 году начинается новый виток реформ в области искусства. Он повлёк за собой объединение музыкального и театрального техникумов. Вместе они существовали менее 10 лет. В 1937 году театральный техникум вновь обретает самостоятельность и место жительства в здании своего общежития по адресу ул. Краснофлотская, дом 90. Директором Училища назначен Лазарь Моисеевич Гельфонд, человек, страстно любящий искусство, молодежь. В здании на Краснофлотской Училище осуществляет три выпуска: в 1938, 1939 и 1941 годах.

Многие выпускники 20-30-х годов пополняли актерские составы театров г. Горького. Имена заслуженных артистов РСФСР Н.А.Бельской, Т.П.Рождественской, И.С.Неганова, Н.М.Тареева, заслуженных артистов Каб.-Балк.АССР Н.А.Доронина и Г.В.Моисеева, засл. артистки Тадж. ССР Г.Н.Селезневой, артистов А.Д.Александрова, В.И.Ведерникова, А.Н.Вейсовой,А.С.Давыдовой, В.С.Давыдовой, Р.Я.Лоицкой, Н.А.Митрофанова, М.А.Прокопович, Л.Г.Теплякова,В.И.Ямщикова (погиб на фронте) до сих пор бережно хранит память нижегородских театралов.

Выпуск 1941 года, воспитанный Г.В.Моисеевым, должен был стать межрайонным театром им. Ленинского комсомола. Возглавить его предстояло выпускнику училища – В.А.Лебскому. Великая Отечественная война разрушила все планы. Училище временно закрывается, закрывается и только что открытый, созданный из его выпуска театр. Здание на Краснофлотской передается под общежитие оборонному заводу, эвакуированному в г. Горький с Украины.

Но, время идёт вперёд, и театрам требуются молодые артисты. Возникают студии при театре драмы и при Горьковской филармонии. Преподавали в них педагоги расформированного театрального техникума. Выпускники студий военной поры - народная артистка РСФСР Э.В. Суслова, народная артистка РСФСР Г.Я. Демина, заслуженный артист РСФСР Г.Е. Писарев хорошо известны нашей публике.

Окончилась война и в 1946 году училище открывает свои двери для молодых талантов.

Директором вновь открываемого в 1946 году Горьковского Театрального училища назначается Виталий Александрович Лебский (выпускник 1932 года).

Штат педагогов украсили новые молодые преподаватели: Ю.И.Волчек, М.Н.Гладкова, Ю.И.Кагарлицкий, И.А.Капралова, С.М.Лемберская, B.М.Подтынкова, И.А Фогельсон, Л.А.Булюбаш.

Они начинали свою работу под чутким руководством наставников – опытных театральных педагогов старой школы – Н.А.Левкоева, Г.А.Яворовского, В.Э.Мичурина, В.М.Парсенюк, Л.И.Гостевой, М.Н.Козловой, А.К.Якуб. Так укреплялась преемственность педагогических традиций.

Новый молодой и энергичный директор  сначала арендует  для занятий помещение  клуба УМВД на ул. Воробьева, и помещения в нескольких школах. Затем В.А.Лебский, при поддержке областных партийных организаций, после длительного и напряженного судебного процесса с заводом им. Петровского, хоть и не сразу, но добивается полного освобождения довоенного здания Училища. В этом старом здании (Краснофлотская, 90), помимо небольшого зала и учебных классов, он организует хорошую специализированную библиотеку и даже небольшое общежитие для наиболее нуждающихся иногородних девушек. 

Училище становиться очень популярным среди горьковской молодёжи. В 1947 поступило большое количество учащихся. Были организованы две группы. С группой «А» мастерством актера занималась Е.ГАгапова (выпуск 1931 года), с группой «Б» - Н.Н.Хрулев и Н.А.Бутузов (оба – выпускники 1926 года). Этот курс был, наверное, самым результативным в истории училища по количеству народных, заслуженных и просто хороших артистов и режиссеров.

С новым курсом 1948 года работают С.А.Марголин, И.В.Вишневский, А.Д.Александров и Т.П.Рождественская. Большую роль в организации учебного процесса и методической работы сыграла зав.учебной частью училища М.Н.Гладкова.

Горьковское театральное училище продолжает жить напряженной творческой жизнью.

Выпускники 50-х годов вливались в труппы театров г. Горького и уверенно заявляли о себе, становясь ведущими артистами. Среди них: Н.А.Славинская, О.И.Треймут, C.Ж.Петрунина, А.А.Белокринкин (впоследствии засл. арт.РСФСР), Е.Я.Новиков. Многие находили своё место в сопредельных театру областях. Например, М.Р.Мараш. раскрыл свое дарование как телевизионный режиссер.

Успешно работали в разных городах большой страны: Н.С. Парахина, А.А. Ванькова (засл. арт. РСФСР), Г.Ф. Кирик (засл. арт. УССР), Г.В. Константинов (засл. деят.искусств РСФСР), И.И. Сермягин (засл. деят. искусств Каз. ССР), Н.П. Разумова (засл. арт. РСФСР). Их полюбили зрители. А, они, в свою очередь, с благодарностью вспоминали стены родного училища, давшего им профессию.

К 1952 году, Нижегородская государственная драматическая студия - техникум - театральное училище, осуществило 21 выпуск, дало городу и стране 289 актеров драмы, эстрады, режиссеров театров и телевидения, руководителей драматических кружков.

И, снова реформы. В 1952 году Совет Министров РСФСР принимает решение о ликвидации ряда периферийных театральных училищ в стране. Среди прочих было ликвидировано и Горьковское театральное училище. Однако, по-прежнему театры остро нуждались в пополнении трупп. Столичные вузы не могли в полной мере снабдить молодыми актёрами периферийные театры. При всех нижегородских театрах стали открываться студии. Педагоги училища продолжали свою деятельность в этих студиях.

Например, Виталий Александрович Лебский в эти годы успешно преподает мастерство актера в студии при Горьковском Театре Кукол, организует интересные творческие встречи студийцев с народными артистами СССР Сергеем Образцовым, Михаилом Жаровым. Его студийцы успешно выступают в нашем прославленном Театре Кукол. При возобновлении работы Театрального Училища в 1960-х годах В.А.Лебский организует отделение актеров Театра Кукол, и некоторое время возглавляет его.

Имена студийцев (при театрах города Горького): народной артистки РФ М.Алашеевой (Куликовой), заслуженных артистов РФ И.Бокова и К.Кулагина, актера театра и кино народного артиста РФ Л.Кулагина, народных артистов РФ Е.Мишиной и А.Мишина, заслуженных работников культуры РФ Р.Бунатян и Л.Орлович хорошо знакомы нижегородцам.

В 1961 году Горьковское театральное училище возрождается вновь. Кроме драматического отделения, в училище открывается отделение по специальности «актер театра кукол». Возглавляют училище попеременно директора Л.И.Смирнова и В.А.Лебский.

В 1966 году Нижегородское театральное училище получает здание на Варварке (ул. Фигнер, 3-а), там, где в 30-е гг. находился музыкально-театральный техникум. Усилиями тогдашнего директора Л.И.Смирновой был сделан сложнейший ремонт (заменено печное отопление, реконструированы аудитории и т.д.).

 

***********************************************************************************

В 1970 году директором училища становится Т.В. Цыганкова, занимающая эту должность до 2012 года, человек,
глубоко преданный своему делу, не боящийся дерзать, экспериментировать.

Так, в училище было открыто ещё два отделения (в 1972 году – театрально-декорационное; в 1993 году – хореографическое).

Крупнейшим событием в жизни училища явилось открытие в 1996 году Учебного театра (директора К.К. Куликов, С.П. Самсонов).

Родился новый городской театр. Студенческие спектакли любят и с удовольствием смотрят и взрослые, и молодежь.
А учащиеся получают замечательную актерскую практику.

В последние десятилетия расширились границы гастрольной деятельности, началось активное участие будущих артистов во всевозможных российских и международных фестивалях, конкурсах.

В 2000 году на Всероссийском конкурсе институтов искусства «Окно в Россию» Нижегородское театральное училище становится победителем и признано лучшим институтом искусств года.

Выросло новое поколение актеров, успешно работающих в кино, на телевидении, в театрах Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода и других городах России.

В последнее десятилетие неоценимую помощь училищу в его работе оказывает созданный в апреле 1999 года попечительский совет. Ремонт здания,  стипендии, устанавливаемые ежегодно, подарки к праздникам – всё это труды и заботы совета. Многие выпускники, которых в студенческие годы поддерживали попечители, стали знаменитостями. Имена Натальи Бочкарёвой, Дениса Баландина, Алексея Краснёнкова, Ольги Калашниковой и других стали известны в России.

За время работы училище выпустило около двух тысяч молодых специалистов, среди них драматические актеры и актеры театра кукол,
артисты балета и художники-декораторы, бутафоры.

************************************************************************************

отделение

«АКТЕР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО»

 

Это отделение стоит у истоков регулярного театрального
образования в Нижнем.
С этого отделения и началась история училища.

Обучение на отделении
«Актер драматического театра и кино» состоит из профилирующего блока специальных дисциплин и общеобразовательного цикла. Среди специальных дисциплин: мастерство актера, сценическая речь, танец, сценическое движение, акробатика, фехтование, вокал и грим. В общеобразовательном блоке: история русского и зарубежного театров, история литературы, французский язык, история России, история изобразительного искусства, этика, музыкальное воспитание.

Художественными руководителями курсов становились выдающиеся мастера сцены, талантливые режиссеры-педагоги: Н.А. Левкоев, В.А. Лебский, Е.Д. Табачников, Н.С. Хлибко,
В.М. Крипец, В.С. Соколоверов (воспитавший не одно поколение актеров как на отделении «Актер театра драмы», так и «Актер театра кукол»), Б.А. Наравцевич, старейшая педагог училища, воспитавшая более 350 учеников, Р.Я. Левите, С.Э. Лерман (художественный руководитель театра «Комедiя»), увлеченно и преданно работавший со студентами много лет, В.Ф. Богомазов (рано ушедший из жизни, но успевший много сделать); Л.С. Белов (спектакль «Мещане» М. Горького получил звание лауреата на Всероссийском фестивале в Курске); В.А. Горшкова (художественный руководитель театра «Вера», успешно осуществила экспериментальный набор и выпуск учащихся); Ю.Д. Фильшин и А.Б. Сучков (ведущие актеры театра драмы).

Художественные руководители определяли репертуарную политику курса, следили за творческим ростом каждого студента, приглашали других режиссеров, расширявших рамки освоения ребятами будущей профессии.
Это заслуженный деятель искусств РФ В.Л. Витальев, К.М. Дубинин, А.А. Малышев, А.А. Тумилович, В.М. Чернов, Р.Г. Ибрагимов, В.А. Кулагин, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии РФ им. К.С. Станиславского В.А. Симакин.

Руководство училища всегда заботилось о сохранении лучших театральных традиций русского психологического театра, о том, чтобы ведущие мастера сцены нашего города передавали свой богатый профессиональный опыт молодым. Так, в разные годы, талантливо заявили о себе: заслуженный артист РФ А.М. Алашеев, заслуженная артистка РФ Н. Разумова,
народный артист РФ А.Р. Палеес, заслуженный артист РФ Е.Н. Калабанов, заслуженный артист РФ А.А. Ярлыков, И.В. Лаптиева, заслуженный артист РФ А. Фирстов, народный артист РФ Л. Ремнев, заслуженный артист РФ А.В. Мюрисеп, В.Е. Долинин, заслуженный артист РФ А.Б. Сучков.

Сценическая речь по праву считается важнейшим элементом обучения. Огромный вклад в методику и практику внесла заслуженный работник культуры РФ Л.А. Булюбаш, сумевшая создать нижегородскую школу преподавания сценической речи.

Среди её учеников: В.Н.Галендеев (выпускник 1965 года) – доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПГАТИ), лауреат Государственной премии РФ, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургского академического Малого драматического театра – Театра Европы, лауреат Международной премии
им. К.С. Станиславского, автор многих книг по сценической речи; Е.И. Кириллова, кандидат
искусствоведения, профессор СПГАТИ, Заслуженный деятель искусств Бурятии; А.И. Захаров, член секции по сценической речи при СТД (Москва), доцент Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки; В.В. Вихров, народный артист РФ (выпускник 1952 года); Л.В. Орлович, заслуженный работник культуры РФ.     

В настоящее время предмет сценической речи на отделении преподают заслуженный работник культуры РФ Л.В. Орлович и В.Е. Долинин. Их ученики принимают участие в конкурсах чтецких программ памяти Я. Смоленского, С. Есенина, Яхонтова; Журавлевских и Шукшинских чтений; с 2001 года ежегодно участвуют в фестивале «Слово. Сцена. Театр» (Санкт-Петербург).

Большой интерес всегда вызывают открытые показы по танцу и движенческим дисциплинам. По сложившейся традиции педагоги этих предметов работают одновременно на двух актерских отделениях, по единой программе. Творческая инициатива преподавателей, заставляла искать новые формы на сценической площадке и открывала огромное пространство для экспериментов. Этому способствовала и крепкая профессиональная база, заложенная старшими мастерами: Л.И. Гостевой, В.И. Молевым, педагогами Т.Ф. Емельяновой, заслуженной артисткой РФ Н.В. Пугачевой, А.В. Бурдуковой, И.А. Дацук. Их традиции продолжили Е.В.Комарова, заслуженный артист Карелии О.Я. Кулиев, Л.Н. Акинина, М.А. Кашина.

Новое поколение педагогов-движенцев развивают лучшее, что создавалось их предшественниками. И возникают спектакли по движению: «Мы и они», «Вокруг света за 80 минут», «Лица» режиссера-педагога О.К. Федорченко; по танцу: «Звуки мира», педагог-балет-мейстер А.А. Белоколоцкая; «Фиеста» – ежегодное танцевальное шоу, педагог-балетмейстер А.А. Горбачева.

С большим увлечением студенты занимаются вокалом.
Некоторые из воспитанников С.С. Зимаковой, И.В. Талалаевой, Ю.С. Ковалевой, Т.Ф. Балюты, Н.П. Оршавского, А.И. Шароватовой, народной артистки РФ Л.Д. Зыряновой поступают в Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки на вокальный факультет,в Российскую академию театрального искусства (РАТИ – ГИТИС) на факультет, где готовят актеров театра музыкальной комедии, работают в музыкальных театрах.

 

Навыкам работы с гримом обучает Ж.Е. Бунькова. Ребята осваивают характерный, портретный грим, технику макияжа.

Квинтэссенцией всего учебного процесса являются дипломные спектакли. Они выявляют все положительные и отрицательные моменты обучения, дают информацию к размышлению, стимулируют движение вперед. Репертуар дипломных спектаклей широк, это лучшая драматургия мирового уровня: А. Чехов, В. Шекспир, Г. Ибсен, Е. Шварц, Н. Гоголь, Ф.Г. Лорка и т.д.

Музыкальное оформление спектаклей осуществляют заслуженный работник культуры РФ С.А. Белов, профессор НГК им. М.И. Глинки Ю.В. Баракин.

Уровень дипломных спектаклей оценивает государственная экзаменационная коммисия. Председателями ГЭК в разные годы становились ведущие деятели российского театра. Вывод всегда один: «Училище имеет высокий уровень подготовки выпускников, закладывает хорошие основы мастерства, профессионализма, общей культуры и вносит ценный вклад в общий процесс развития театрального искусства в России».

Годы учебы позади, и начинается то, ради чего и трудится талантливый, профессиональный коллектив педагогов. Многие выпускники продолжают свое обучение в лучших театральных вузах страны, вливаются в труппы театров России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, успешно заявляют о себе за рубежом (Франция, Германия, Чехия, Латвия, США, Израиль), работают в кино и на телевидении. И это лучшая награда и признание деятельности Нижегородского театрального училища в целом и отделения «Актер драматического театра и кино» в частности.

************************************************************************************

отделение

«АКТЁР ТЕАТРА КУКОЛ»

 

В 1961 году в театральном училище открылось новое отделение – «Актёр театра кукол». Открытие отделения не было случайным, – к тому времени в Горьком уже сложилась кукольная школа со своими принципами и методами преподавания. Ещё в 1929 году был открыт один из первых профессиональных театров кукол в стране – Горьковский театр кукол (раньше, чем ГЦАТК им. С.В. Образцова в Москве). Первым художественным руководителем и режиссёром театра была Т.И. Яворовская, затем её ученица Н.А. Соколоверова. В 1954 году театр кукол возглавил ученик С.В. Образцова – засл. деят. иск. РСФСР Ю.Н. Елисеев. Необходимость в молодых кадрах была столь велика, что в 1959 году при театре была открыта первая в стране студия, занимавшаяся подготовкой актёров театра кукол.

В 1961 году преподаватели студии, мастера высокого класса – В.А. Лебский, Г.А. Яворовский, И.А. Соколоверова, засл. работник культуры РСФСР Л.А. Булюбаш, Ю.И. Волчек, засл. деят. искусств РСФСР В.Л. Витальев, засл. деят. искусств РСФСР Ю.Н. Елисеев, засл. артист РСФСР Ю.М. Копылов, Н.И. Грабовская, В.А. Махлин – были приглашены на работу в Горьковское театральное училище.

Руководителем отделения с 1961 по 1981 г. была преподаватель сценической речи Н.А. Парлор. Благодаря её усилиям сложилась традиция поездок студентов в Москву и Ленинград для просмотра спектаклей и встреч с выдающимися мастерами кукольного искусства.

Особенностью «нижегородской школы» было и остаётся то, что обучение основам владения куклой начинается буквально с первых занятий и освоение элементов актёрского мастерства проходит на примере работы с разными системами кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, теневой, штоковой марионеткой и др.

Творческими руководителями курсов в разные годы становились актёры и режиссёры: В.А. Лебский, В.С. Сергейчев, засл. раб. культ. Р.В. Бунатян, А.А. Русин, засл. арт. РФ Ю.М. Копылов, нар. арт. РФ А.И. Мишин, Н.П. Носов, С.Н.Балыков, И.М. Семенчук, Ю.Д.Фильшин, засл. арт. РФ Е.В. Храмов, засл. арт. РФ В.А. Смирнов, Е.Н. Османова, М.Р. Сабиров, С.М. Бурова.

Традиции «горьковской школы» владения куклой сохраняются в училище на протяжении многих лет благодаря таким актёрам и режиссерам, как: засл. деят. культ. РФ Ю.Н. Елисеев, В.Г.Дунаев, В.Н. Логвин, В.М. Сенков, засл. арт. РФ А.И. Харчевникова, нар. арт. РФ Е.П. Мишина, засл. арт. РФ Т.И. Демурова, засл. арт. РФ Л.И. Афонина, засл.арт.РФ А.Д. Жеребцов, засл. арт. РФ А.А. Антоненко, О.Д. Шилова.

Особое место среди мастеров отделения занимает засл. раб. культуры РФ Р.В. Бунатян. Она возглавляла отделение «Актёр театра кукол» с 1981 по 2005 год. Профессиональные качества Р.В. Бунатян были высоко оценены, как в России, так и за рубежом.

Педагогические способности и увлечённость своим делом позволили ей воспитать несколько поколений артистов, успешно работающих в различных театрах страны. Неоднократно Р.В. Бунатян входила в состав жюри отечественных и зарубежных конкурсов и фестивалей. В 1987 году в г. Равенне (Италия) на Международной конференции по проблемам подготовки актеров театра кукол она выступала с докладом на французском языке «Горьковская школа актёров-кукольников».

Важной составной частью воспитания актёров театра кукол является овладение элементами системы К.С. Станиславского; в этом значительная роль принадлежит педагогам мастерства актёра в живом плане: засл. раб. культуры РФ В.С. Соколоверову, нар. артистке РФ Г.Я. Дёминой, нар. артисту РФ С.Э. Лерману, нар. артисту РФ А.Р. Палеесу, нар. артистке РФ Л.С. Дроздовой, В.М. Крипецу, В.М.Чернову, И.М. Семенчук, засл. артистке РФ Е.Б. Фирстовой, И.В. Лаптиевой, Ю.Д. Фильшину, Л.А. Чигину, засл. артисту РФ А.Б. Сучкову, В. Е. Долинину.

Искусство театра кукол немыслимо без художественного инструмента актёра-кукольника – театральной куклы. Занятия по технологии изготовления кукол позволяют учащимся обрести все необходимые навыки и знакомят с тонкостями процесса создания куклы, декорации и бутафории. Много лет художником отделения работала Л.М. Сорокина, конструктором кукол – В.А. Кисляков, технологом – Е.А. Цепкова. Позже технологию изготовления кукол преподавали Н.Ю. Соколова, А.В. Балдина, О.Р. Миронова. В настоящее время работают художники-технологи Н.В. Симакова, Э.Е. Котова, Е.В. Тихомирова – мастера своего дела, владеющие секретом создания художественного оформления студенческого спектакля.

Важным предметом, особенно для кукольников, является сценическая речь. Эту дисциплину преподавали замечательные педагоги, чьи имена уже не раз возникали на страницах буклета: Г.А. Яворовский и засл. раб. культ. РФ Л.А. Булюбаш, которая первой обратила внимание на специфику речи актёров-кукольников. Глубокие знания и любовь к сценической речи педагогов старшего поколения пробуждали интерес к предмету у студентов. Благодаря вниманию со стороны директора училища засл. деят. искусств РФ Т.В. Цыганковой к преподавательской деятельности приглашались наиболее одарённые выпускники: Н.А. Парлор, доктор искусствоведения В.А. Галендеев, кандидат искусствоведения Е.И. Кириллова, А.И. Захаров, Л.Ю. Старобинец, И.В. Лаптиева, канд. филол. наук Е.Р. Кирдянова, Н.Д. Мещерская, Л.А. Вовколуп, Н.С. Иванова, А.Е. Комракова, Е.А. Беляева.

 Отделение «Актёр театра кукол» всегда отличала особая мобильность, география путешествий по стране и зарубежом обширна. Это творческие поездки на Международный фестиваль стран Азии в Ташкент (Узбекистан, 1978) и в Магнитогорск к знаменитому режиссёру В.Л. Шрайману (1981). Гастроли: в Риге (Латвия, 1982), Москве (1985), Ленинграде (1986). Фестивали: Ереван (Армения, 1982), Вроцлав (Польша, 1988), где директор училища засл. деят. искусств РФ Т.В. Цыганкова была включена в состав жюри фестиваля; Бургас (Болгария,1990), фестиваль им. Островского (Кострома, 1993), на котором спектакль «Снегурочка» (реж. И.М. Семенчук) получил высокую оценку критики, Тампере (Финляндия, 1999), Ярославль (1990, 1995, 2000). В Ярославле в 1990 г. спектакль «Лесная песня» (реж. Р.В. Бунатян) был признан лучшим спектаклем фестиваля, а исполнительница роли Мавки студентка Н. Аникина получила первую премию за женскую роль. В Курске в 2004 г. студентка А. Лукашова за исполнение главной роли в спектакле по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка» (реж. Е.Б. Фирстова) получила диплом «За лучшую женскую роль». На фестивале «Оренбургский арбузник» (2006) студенческий спектакль «Красная Шапочка» (реж. С.М. Бурова) был отмечен и приглашен на фестиваль «Московские каникулы» (2007). На фестивале «Муравейник» (Иваново, 2008) два дипломных спектакля – «Теремок» (реж. О.Д. Шилова) и «Мнимый больной» (реж. С.М. Бурова) – подтвердили высокий уровень подготовки выпускников «нижегородской школы». Студенты отделения трижды принимали участие в Международном франкофонном фестивале молодёжных театров «Глоб театр» в г. Руане (Франция, 2004, 2005, 2007). В 2008 г. первыми лауреатами премии имени заслуженного деятеля искусств М.М. Королёва, учреждённой СТД РФ, стали преподаватель С.М. Бурова в номинации «За успешное воспитание актёрской смены» и студент выпускного курса Д. Марков в номинации
«За успешное постижение профессии».

Несомненно, итогом процесса обучения являются дипломные спектакли, по которым определяется качество подготовки выпускников и успешность методики преподавания. Художественное и музыкальное оформление выпускаемых спектаклей соответствует уровню профессиональных театров. Над спектаклями работали и работают художники-декораторы Л.М. Сорокина, Э.Е. Котова, О.В. Синицина, Н.В. Симакова, музыкальное оформление – заслуга композиторов И.Л. Шевца, В.Т. Изюмова, засл. раб. культ. РФ М.Б. Нахимовича.

Лучшие дипломные спектакли:

И. Шток, «Чёртова мельница» (реж. Ю.М. Копылов);

Н. Г ернет, «Волшебная лампа Аладдина» (реж. А.И. Мишин);

Ю. Елисеев, «Два мастера» (реж. А.А. Русин);

Г. Сапгир и Г. Цыферов, «Хочу быть большим» (реж. Е.П. Мишина);

Ж. Ануй, «Оркестр» (реж. И.М. Семенчук);

М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки» (реж. И.Л. Шевц);

Ж. Бизе – Р. Щедрин, «Кармен-Сюита» (реж. Н.П. Носов);

Э. Ростан, «Шантеклер» (реж. Р.В. Бунатян);

Л. Украинка, «Лесная песня» (реж. Р.В. Бунатян);

А.С. Пушкин, «Маленькие трагедии» (реж. В.А. Смирнов);

В. Синакевич, «Дикий» (реж. Е.Б. Фирстова);

А. Володин, «С любимыми не расставайтесь» (реж. А.Б. Сучков);

Ж.-Б. Мольер, «Мнимый больной» (реж. С.М. Бурова);

С.Я. Маршак, «Теремок» (реж. О.Д. Шилова);

В. Ольшанский, «Тринадцатая звезда» (реж. М.Р. Сабиров).

Вошло в практику создание спектаклей-концертов преподавателями движенческих дисциплин: спектакль-концерт «Звуки мира» – преподаватель по танцу А.А. Белоколоцкая; спектакль-концерт«Мы и они» – преподаватель по сценическому движению О.К. Федорченко.

Председателями государственных экзаменационных комиссий отделения были известные театральные деятели: Л.А. Головко, М.М. Королёв, В.В. Кукушкин, В.Б. Сударушкин, Ю.Н. Елисеев, Е.С. Калмановский, И.Н. Жаровцева, Е.И. Кириллова, О.Л. Глазунова, С.Ф. Железкин, Ю.Е. Лабецкий, В.И. Куприн, В.Н. Шадский, которые в своих обсуждениях отмечали высокий профессиональный уровень выпускников. «Школа кукольного мастерства является одной из самых сильных в стране. Этот вывод подтверждается всей творческой жизнью кукольного отделения на протяжении многих лет…» – отметила зав. Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ О.Л. Глазунова, председатель ГЭК 1993 года.

Выпускники отделения работают в большинстве театров кукол страны и за рубежом (Украина, Молдова, Латвия, Италия, Израиль), а также в драматических театрах, на телевидении и в кино.

Среди выпускников – канд. искусствоведения, профессор СПГАТИ Е.И. Кириллова, худрук, главреж Владимирского обл. театра кукол засл. артист РФ В.Г. Миодушевский, нар. артист РФ В.И. Шульга, зам. директора по работе со зрителем Нижегородского госцирка В.А. Гладков, зам. министра культуры Свердловской обл. П.С. Стражников, директор Нижегородского академ. театра кукол А.С. Гарьянов, директор Нижегородского академ. театра драмы засл. раб. культ. РФ Б.П. Кайнов, зав. отделом комитета по культуре правительства Москвы Б.Г. Ширкин, актёры Театра сатиры (Москва) А.В. Чернявский и А.В. Деманова, А.В. Моляков – организатор театра актёра и куклы (ТАК), неоднократно принимавший участие на международных фестивалях в Австрии, Бельгии, Мексике, Испании и т.д., отмеченный многими дипломами, худрук, главреж Оренбургского областного театра кукол засл. арт. РФ В.А. Смирнов и многие, многие другие. Выпускник 1980 года А.А. Кучер учредил стипендии имени заслуженного артиста РСФСР Ю.М. Копылова, много лет преподававшего в училище и обладавшего высокими профессиональными, педагогическими и человеческими качествами.

Ежегодно в училище проводятся конкурсы самостоятельных работ, которые дают возможность студентам проявить себя в новом качестве и раскрывают их творческий потенциал. Проведение фестиваля французской песни «Браво», организованного преподавателем французского языка А.И. Иродовой, также переросло в хорошую традицию. Победители этого фестиваля – К. Зарубей (2006), С. Лемудкин (2007) и Е.Кошевая (2008) – были награждены творческими поездками на мастер-классы во Францию представительством французского общества «Альянс Франсез».

В 2008 году студенты А. Сильчук и А. Зубов побывали на мастер-классе в г. Эссене (Германия). Под руководством немецких и французских преподавателей они приняли участие в постановке спектакля-варьете с танцами, клоунадой и воздушной акробатикой.

В настоящее время спектакли и концерты отделения с успехом идут на сцене Учебного театра.

************************************************************************************

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ

отделение 

В 1993 году на базе театрального училища было открыто хореографическое отделение. Обучение велось по следующим специальным дисциплинам: классический танец, народно-сценический танец, дуэтно-классический танец, историко-бытовой танец, танец-модерн (современные направления). Также до настоящего времени на базе школы № 18 ребята проходят и цикл общеобразовательных дисциплин.

К преподаванию специальных предметов были привлечены ведущие солисты балета Нижегородского академического театра: заслуженная артистка РФ Н.В. Пугачева, заслуженный артист РФ С.В. Цветков, О.Л. Резепина, А.А. Белоколоцкая. Молодым педагогам была предоставлена возможность пройти курс обучения в РАТИ по специальностям «педагог-репетитор» и «хореограф».

Первые два выпуска (1997–1998, педагоги О.Л. Резепина и А.А.Белоколоцкая) считались экспериментальными. Учащиеся уже имели начальную балетную подготовку и были приняты сразу на первый курс Нижегородского театрального училища.

В дальнейшем ребят принимали с раннего возраста. До девятого класса обучение велось по программе обычной школы и занятий по хореографии. Затем ребята поступали в основной состав училища.

 

В преподавательский состав отделения постоянно вливаются новые силы: заслуженный артист РФ С.В. Куракин, заслуженный артист РФ Л.А. Сычев, Т.В. Толстухина, И.А. Степанова, У.Ю. Шишкина, Л.Е. Меркурьева, В.Г. Андреев, А.В. Петрова, О.В. Щелушкина. Результаты плодотворной работы не заставили себя ждать. Выпускники хореографического отделения уверенно и органично вливаются в труппу артистов театра: А. Бутримович, Н. Телятникова, Э. Никифорова, В. Козлов, Ю. Ануфриева, М. Болотов, М. Перминов, М. Мастыка, Е.Мякишева, М. Лутошкина, А. Давыдова, В. Пашин.

 

А. Бутримович (педагог С. Куракин) стал лауреатом 9-го международного конкурса артистов балета в Москве и обладателем приза им. Вацлава Нижинского «Надежда балета». В. Козлов стал лауреатом премии «Нижегородская жемчужина», а Ю. Ануфриева стала лауреатом премии «Творческая удача».

 

Хореографическое отделение продолжает успешно работать, воспитывая молодых артистов балета, которые с успехом выступают не только на сцене нашего театра, но и в других театрах страны.

***********************************************************************************

отделение

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ
ИСКУССТВО

 (ранее художественно-бутафорское отделение)

 

В 1972 году в стенах театрального училища открывается художественно- бутафорское отделение – новое отделение по подготовке специалистов в области сценического искусства, аналог которого имелся в Москве и Одессе (позже в Казани). Инициатор этой идеи Р.М. Сутормина становится мастером, художественным руководителем курса.

Р.М. Сутормина – архитектор по образованию, театральный художник.

Приглашаются для работы с учащимися известные художники-станковисты нашего города и мастера театров:
А.Н. Камшилов, Ю.Б. Подольский, Н.Н. Гусев, А.Д. Кашинцев. Обучение ведется по плотно составленному предметному расписанию специальных и общеобразовательных дисциплин.

Наряду с обязательным освоением школы рисунка и живописи, скульптуры и анатомии, студенты обучаются основам театральной композиции, бутафории, декоративной живописи, художественной росписи тканей, изготовлению макета, изучают историю материальной культуры, получают знания особенностей сцены и театрального дела, технологии изготовления кукол. Действует факультатив сценографии, который учит мыслить художественно-образными категориями, учит чувствовать материал, пространство.

Художник-декоратор и художник-бутафор –
соучастники выполнения замысла режиссера и художника-постановщика. Они активно работают над созданием образов и воплощают в жизнь идеи главных создателей спектакля. Подготовка и воспитание творчески полноценного специалиста – сложнейшая задача, выполнением которой занимаются преподаватели художественно-декорационного отделения.

В течение 36 лет работы отделения в коллектив вливались новые творческие силы опытных преподавателей: И.Н. Шелехова – талантливый прикладник, созданные под её руководством произведения бутафорского искусства не раз демонстрировались в выставочных залах Нижнего Новгорода; Л.М. Сорокина – художник по куклам, внедрившая в учебный процесс практику изготовления театральной куклы; Ф.С. Шерман и П.А. Осначук – театральные художники-постановщики; В.М. Потапин – известный нижегородский скульптор, привнесший элементы преподавания московской школы; О.С. Мазманян – художник-живописец, с успехом выразивший себя в педагогике; Г.М. Маслова – художник-прикладник, дополнившая программу отделения техникой росписи ткани; М.К. Зорина – одна из ведущих художников-постановщиков театра кукол в стране, создала более 80 спектаклей; В.В. Панфилов, В.А. Андреева – художники театра и кино. Их ученики успешно работают в театрах страны, и не только на сцене.

Основной педагогический состав отделения работает в атмосфере творчества и взаимопонимания. Н.А. Завылова в течение 30 лет преподает рисунок, скульптуру, черчение, бутафорию, воспитала много талантливых ребят, с благодарностью вспоминающих годы студенческой жизни; А.В. Творогова, зав. отделением, преподаватель истории материальной культуры, после окончания с отличием художественно-бутафорского отделения в 1979 году осталась работать в училище, продолжив свое образование в Институте им. И.Е. Репина, успешно совмещая преподавательскую работу с творческим руководством отделения.

О.В. Синицина и Э.Е. Котова – выпускники НТУ 1979 и 1988 гг., ученики Р.М. Суторминой и Ф.С. Шермана, 20 лет работают в творческом союзе на сцене учебного театра, оформив свыше 100 спектаклей. Они также являются преподавателями специальных предметов: росписи тканей, макета, театральной композиции, бутафории, технологии кукол.

В.И. Фуфачев и К.В. Пьянов – мастера-живописцы, преподаватели рисунка и живописи, участники многих российских и международных выставок.

В этом году отделение театрально-декорационного искусства готовит 16-й выпуск. Накоплен огромный опыт преподавания. Совершенствуется методология. Не случайно многие выпускники продолжили свое профессиональное обучение в вузах страны: К. Мишурина, А. Исаева, Н. Симакова, А. Тарасов, Е. Трапезникова, Л. Яблокова, С. Солдатова, Н. Белова, А. Парфенков, Е. Засыпкина, Е. Вершинина, А. Смирнов.

Многие выпускники отделения работают в театрах города и страны: А.Шаманина – художник по костюмам театра оперы и балета им. А.С. Пушкина; И. Федотова – художник-сценограф; Н. Белова – главный художник академического театра драмы им. М. Горького; Н. Олейников – художник, участник авангардных выставок; А. Данилов – художник (Италия); А. Смирнов – живописец, участник российских и зарубежных выставок; Н. Жулина – главный художник Херсонского театра кукол; А. Кузнецова и М. Зорина – художники Тернопольского областного театра кукол; Д. Иташвили – дизайнер интерьера (Испания), А. Осминин и К. Шильникова – живописцы, участники международных выставок; Е. Тихомирова – преподаватель технологии изготовления кукол в НТУ; Н. Симакова – преподаватель, художник-постановщик кукольного отделения НТУ, участник российских и международных выставок.

***********************************************************************************

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ

теоретических дисциплин

 

Преподавание теоретических дисциплин в рамках Нижегородского театрального училища организовалось с момента образования драматической студии. Именно тогда блок гуманитарных и общеобразовательных предметов был признан обязательным.

Изучение литературы, истории театра, истории изобразительного искусства, французского языка, всемирной и российской истории, а также многих других предметов способствует формированию творческой личности. Успешное освоение теоретического курса даёт будущим работникам театра – актерам и художникам необходимую базу для практической работы. Широкий спектр знаний создаёт благоприятные условия для профессионального роста, ориентируя молодого специалиста на покорение всё новых творческих высот.

Многие годы развитие теоретического подразделения проходило под руководством заслуженного работника культуры РФ А.А. Нестеровой. С благодарностью выпускники вспоминают её интереснейшие лекции по литературе.

Неординарные педагогические приёмы и оригинальные методики отличают литературные уроки-беседы заслуженного деятеля искусств РФ Т.В. Цыганковой, привнесшей на отделение опыт и знания своих предков – пяти поколений русских педагогов. Атмосфера этих занятий уникальна: на них поощряется самостоятельная работа, итогом которой зачастую становятся стихи, новеллы, повести. А. Марков, Р. Ерыкалов, В. Лапшова и Р. Смирнов впоследствии непосредственно стали заниматься литературным творчеством.

 

Педагогом-легендой можно назвать С.В. Гуревич, умевшую увлечь французским языком учащихся. Начало традиционных конкурсов французской песни было положено именно ею. К периоду её деятельности относятся и первые опыты постановки спектаклей на французском языке. Эту эстафету приняли и поддержали М.Ю. Богомазова, И.А. Власова, А.И. Иродова.

 

Вот краткий перечень акций, в которых принимало участие Нижегородское театральное училище:

Фестиваль франкоговорящих учебных заведений, проводимый посольством Франции в Москве,

спектакль «Мальчик-с-пальчик» по сказке Ш. Перро, педагог М.Ю. Богомазова, режиссер В.Ф. Богомазов, – 1-е место и золотая медаль Ю. Сокиркину, студенту отделения «Актер театра кукол»;

спектакли на французском языке, сыгранные в Руане (Франция, 1993, 1994), режиссеры:
В.Ф. Богомазов, Р.Я. Левите, Л.С. Белов;

международный фестиваль молодежных франкофонных театров «Глоб Театр» (Руан, Франция, 2004, 2005, 2007); педагоги В.А. Чурбанов, И.А. Вешаева, С.М. Бурова, А.И. Иродова.

 

Работа преподавателей французского языка высоко оценена как российскими, так и зарубежными коллегами.

В эпоху исторических перемен едва ли не самым сложным может считаться подача исторического материала. От педагога требуется объективность наряду с глубокими фундаментальными знаниями. Этими позициями всегда щедро делятся со студентами М.Ю. Седова и
В.А. Чурбанов, раскрывающие тайны «Всемирной истории» и «Истории России». До них эту работу в стенах училища проводила и возглавляла Г.П. Кириллова.

Неотъемлемой частью театрального образования служит дисциплина «История театра». От яркой индивидуальности преподавателя, его осведомленности зависит формирование профессионального вкуса.

 

Опыт многих поколений драматургов, режиссеров, актёров и художников бережно несли учащимся В.А. Лебский, Г.А. Яворовский, Ю.И. Волчек, А.М. Смелянский (Альтшулер), С.Л. Бейненсон, И.Н. Потапова, А.А. Кузнецова (Гольдина). Это созвездие театральных деятелей Нижнего Новгорода открывало студентам волшебный мир истории театра. 

Почувствовать аромат эпохи, подсмотреть необходимый жест, позу, выражение лица, найти верную линию и нужное цветовое решение помогает изучение истории изобразительного искусства. А.А. Нестерова, В.А. Филиппова, А.В. Творогова, А.М. Гор, Е.Р. Кирдянова и О.Н. Доленко знакомили студентов с художественными сокровищами мира, кропотливо воспитывая в подрастающем поколении потребность в прекрасном.

Современный человек должен быть осведомленным в различных областях искусства и науки. Необходимость аналитической работы ума, ориентирование в естественных областях человеческих знаний – решению этих задач способствует изучение образовательного блока дисциплин. Творчески ярко и интересно работали в этом направлении педагоги А.В. Скобло, Л.А. Ильина и Л.Н. Нефёдова, сумевшие превратить «школьные» предметы в увлекательное путешествие по миру сложных наук.

Близок по духу теоретическим дисциплинам предмет «Музыкальное воспитание». Внимательные и эрудированные педагоги Л. Виноградова и Е.К. Новикова помогали учащимся узнать о тайнах музыкальной культуры и полюбить её. Под руководством заместителя директора по учебной работе В.А. Чурбанова разрабатываются новые учебные программы, составляются методические разработки, публикуются научные статьи.

Секция теоретических дисциплин проводит активную методическую работу. Руководит секцией О.Н. Доленко.

 **************************************************************************************