АКТЁР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

АКТЁР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

Это старейшее отделение училища, альфа и омега театрального образования в Горьком — Нижнем Новгороде. Как бы ни складывалась судьба самого училища, какими приказами ни закрывали бы его власти, театральное образование не прерывалось. Просто те же самые преподаватели уходили в драматические студии, которые открывались в театрах и филармонии, многочисленных дворцах и домах культуры, вузах и школах, и обучали там новых и новых актеров в тех же традициях, что и в театральном училище. Преданность русскому психологическому театру не меняла своей сути в зависимости от стен.

Набор специальных предметов, которые постигает будущий актер, за сто лет почти не изменился: это мастерство актера, сценическая речь, танец, сценическое движение, акробатика, фехтование, вокал и грим. Плюс предметы общеобразовательного блока: история театра, русский язык и литература, французский язык, этика…

Первый год учебы — это муштра, благодаря которой закладывается база актерского мастерства. Целый комплекс тренингов — на внимание и воображение, на память физических действий и общение, на веру в предлагаемые обстоятельства и перевоплощение — подводит первокурсников к пониманию, что из себя представляет профессия актера; учит погружать свое естество в предлагаемые обстоятельства, готовиться эмоционально и физически к воплощению в другом образе.

Год за годом, от простого — к сложному. Сначала одиночные этюды, потом — парные. Сами студенты придумывают предлагаемые обстоятельства, делают на сцене выгородку, создают пространство для разыгрывания своей ситуации с завязкой, кульминацией и развязкой. Законченное действие по канонам пьесы! Причем и на сцену надо выйти не из-за кулис, а уже из той жизни, которая будет разыгрываться перед зрителями. За этюдами — отрывки из спектаклей. Процесс постепенно усложняется, мастер курса с педагогами начинают работать над спектаклями, к дипломному курсу их обычно четыре. Учебный репертуар выбирается исходя из того, чтобы студенты попробовали себя в разнообразных ролях. Индивидуальная работа, обсуждения, экзамены и кульминация — дипломная декада, когда спектакли принимает государственная экзаменационная комиссия во главе с председателем ГЭКа, авторитетным театральным деятелем из Москвы или Санкт-Петербурга.

На протяжении всех курсов большое внимание уделяется сцендвижению, пластике и танцу. В каждой дисциплине также есть свои этапы, завершающиеся зачетами и экзаменами. Акробатика с кульбитами, прыжками через парту с переворотом и стойкой на голове, фехтование на рапирах и бой на дубинах, растяжки и шпагаты (нет, на шпагат садятся не все!), специальный комплекс драк. Танцы, от классических до рок-н-ролла. В каждом зачете под определенное упражнение подбирается контекст, подоплека, предлагаемые обстоятельства, чтобы юный актер не забывал о проживании роли.

Сценическая речь занимает особое место в системе обучения. Для того чтобы соединить красоту звука с абсолютной психологической правдой, по определению Валерия Николаевича Галендеева, профессора Санкт-Петер- бургской академии театрального искусства, нужно натренировать красоту тембра, фонетическую полноту, безукоризненную дикцию, соответствие стилю драматурга и многое другое. А говор! Скольких студентов занятия по сценической речи избавили от одессизмов, диалектизмов и прочих «измов»! Актер дол- жен владеть правильной старомосковской речью.

Так что с первых дней педагог по сценической речи выявляет речевые недостатки каждого студента и целенаправленно подбирает ему речевые упражнения, стихи и скороговорки, пока постепенно дефекты не выправятся. И тогда работа с композицией по стихам Пушки- на, Маяковского, Бродского — каждому студенту своя композиция — становится большим удовольствием, как и экзамен по этой композиции.

Старейших педагогов по сценической речи — Людмилу Александровну Булюбаш, Анатолия Ивановича Захарова, Владимира Валентиновича Вихрова, Людмилу Викторовну Орлович — студенты вспоминают с большой любовью и особым пиететом.

Вокал — тончайший инструмент актера, которым он должен владеть в совершенстве, как и речью. Дыхание. Опора на диафрагму. Умение «снимать» голос с вокальной позиции, чтобы натурально звучать в диалоге. Занятия по вокалу охватывают и оперный репертуар, и джаз, и эстрадные песни. Очень часто к экзаменам по вокалу готовят пародийные номера, целые спектакли, составленные из пародий.

Кроме работы над ролями и спектаклями под руководством мастеров-педагогов, есть еще и конкурс самостоятельных работ. Студенты самостоятельно выбирают и разбирают пьесу, проводят параллели с современностью, подбирают реквизит, работают с декорациями, придумывают звуковую и световую партитуру. Это полностью их творе- ния. Главный приз — возможность поставить спектакль на сцене Учебного театра. И все это — единый процесс, и он идет в развитии от первого знакомства до дипломного спектакля на ГЭКе. Студенты находятся в учи- лище с утра и до ночи, репетируют, выполняют задания педагогов, отделывают самостоятельные отрывки. Кому-то нужен зал, другой делает выгородку, собирает нужную конструкцию из кубов, ставит ширму. Актеры драматического отделения нередко приглашают в свои отрывки актеров кукольного отделения. Театральное училище — это дружное сообщество, одна семья, день за днем впитывающая эту вековую культуру, этот воздух и творческую атмосферу.

Project details
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?